Общая информация

Общая информация

Железобетон считается строительным материалом, который состоит из следующих элементов: стальной арматуры и бетона. Основная функция бетона - защищать арматуру от коррозии, а также принятие сдавливающего напряжения, тогда как арматура, в свою очередь, воспринимает растягивающие усилия. Как известно, бетон превосходно работает на сжатие, а металл — на растяжение. К составляющим бетона относится вода и цемент, от реакции между которыми появляется прочный цементный камень, основной целью которого является скреплять зерна наполнителей.

В связи с тем, между цементом и заполнителем вообще не осуществляется химическое взаимодействие, из-за чего заполнители специалисты относят к инертными материалам. Хотя заполнители значительно влияют на свойства бетона, а также всю его структуру. В виде стальной арматуры используют пучки проволок незначительных размеров или металлические прутки.

Арматуру разделяют на монтажную и рабочую. Благодаря монтажной арматуре создается вполне объемный скелет ЖБИ, с его помощью можно фиксировать положение стержней арматуры, вместе с закладными деталями. В основном рабочая арматура располагается в нижней части ЖБИ, которые характеризуются работой на изгиб (балки, плиты перекрытия).

Среди разновидностей железобетона встречается и напряженный железобетон. Посредством применения определенных технологических приемов (во время создания материалов из напряженного железобетона) в бетоне арматура замоноличивается в некоторых местах в растянутом виде.

Это можно объяснить тем, что подобные плиты перекрытий, вместе с несущими балками работают на изгиб в определенно взятой конструкции. Основной задачей которых является воспринимать общую нагрузку конструкции пола (вместе с собственным весом)и нагрузку, которую создают разнообразные бытовые предметы, располагающиеся на этаже. В связи с этим, нижние слои плиты находятся в растянутом виде, а это в свою очередь на их надежности сказывается отрицательно.

В случае, когда нижний слой панели во время изготовления был специально сжатым, и когда его нагрузка (конструкционная) будет находиться в нейтральном состоянии, то напряжения будут являться наиболее минимальными. В итоге проблемы, которые можно отнести к эксплуатации конструкции, соответственно, тоже будут минимальными.

Как ЖБИ изготавливают

Различные элементы оград и фундаментов, столбы освещения, плиты перекрытий (ребристые/пустотные), плиты дорожных перекрытий, детали колодцев — все эти перечисленные элементы считаются изделиями из ЖБИ. Не секрет, что почти каждое изделие из железобетона отличается своим индивидуальным рецептом бетона, а также определенной системой армирования и специальной технологией изготовления. Предварительно из напряженного железобетона производят плиты перекрытия/перемычки, которые характеризуются работой на изгиб.

Давайте более подробно рассмотрим как изготавливается незаменимый в строительстве железобетон. В специальную форму монтируют арматурные стержни на упоры, после чего они натягиваются (при помощи домкратов или же разогревают электротоком). Далее их просто фиксируют в натянутом положении при помощи специальных форм. В свою очередь, заливка бетонной смеси вместе с виброуплотнением может осуществляться на стендах (при этом специально вводятся пустотообразователи) или способами проката, а также на конвейерных линиях, после чего в формах такие конструкции отправляют в камеры на термическую обработку. Ускорить твердение бетона — это главная цель термической обработки, примерно через 8-12 часов выполняется пропаривание (температура такого процесса — 90°C), конструкция приблизительно набирает 65-75% марочной прочности, а она в свою очередь является эквивалентной 28-и дням твердения в обычных натуральных условиях.

По окончании полного затвердения такого изделия, арматурные напряженные стержни избавляют от крепления на форме.

В определенных местах стержни сжимаются, в то время когда напряжение передается бетону в уже готовом изделии. По всему бетону, прилегающему к стержням арматуры, создается определенное состояние (напряженное). Давайте ознакомимся с тем, что нельзя предпринимать при монтаже ЖБИ. Любая из строительных конструкций, к которым относится и ЖБИ, является рассчитанной на определенные установленные нагрузки, которые не желательно превышать или это вообще недопустимо.

Для всех железобетонных изделий, которые предназначены для работы на изгиб, известными правилами, а также нормами установлены определенные нагрузки. Величина таких нагрузок предоставляет довольно хороший запас прочности и если монтаж конструкции будет обходительным, то разрушить это изделие почти нельзя.

Почти все строительные конструкции рассчитаны под определенные схемы монтажа. С этими схемами строители уже давно знакомы и при их несоблюдении могут быть различные нежелательные последствия. Часто случается такое, что в панелях перекрытия нужно проделать отверстия, и когда при их выполнении целостность арматурного каркаса будет нарушенной, или арматурные стержни будут разрезаны, благодаря которым несущая способность данной панели вообще существует, то эффект "преднапряжения" полностью пропадает.

Такая конструкция (поврежденная) нормативно-допустимым нагрузкам соответствовать не будет.

Если ситуация такова, что в панели обязательно нужно сделать отверстие, то обязательно нужно предусмотреть консольное закрепление разрезаемых панелей на определенную промежуточную опору (к примеру, несущую перемычку или стену), а также делать обвязку, которая должна быть изготовленной из металлического профиля. Такая обвязка делается по всему периметру вырезанной части данной плиты. На таком профиле все концы арматурных стержней закрепляются.

Хранение ЖБИ и доставка

Как уже ранее говорилось, заводские ЖБИ характеризуются относительно высокой надежностью, но понизится эта надежность или нет в будущем — зависит от самого потребителя.

ЖБИ перед тем как оказаться в какой-то конструкции и занять там свое место, очень часто подвергаются самым разным механическим воздействиям или просто могут оказаться в условиях увеличенной влажности. Бетон — это материал, который склонен подвергаться биологической коррозии (например грибку, плесени) и это нужно во время его сохранения учитывать.

ЖБИ могут быть поврежденными во время транспортировки или при складировании. В основном бывает так, что в конструкцию влага попадает при контакте с землей или атмосферными осадками, способствующими ухудшению характеристик (механических) ЖБИ, или формированию на таких изделиях коррозирующей микрофлоры. Из всех повреждений самым распространенным является механическое.

К примеру, во время транспортировки плит перекрытия сверху них установили бетонные блоки. Как результат, ЖБИ доставили на объект уже деформированными: со сколами бетона, большими трещинами и практически обнаженной арматурой.

Если бы подобные последствия произошли по вине поставщика, железобетонные изделия нужно было бы в обязательном порядке заменить. Хотя, как показывает практика, поставщики каждое из условий перевозки соблюдают и таких ситуаций почти не возникает. Но когда ЖБИ поступают на склад и когда за них уже полностью заплатили, и их принял заказчик, то хозяин в таком случае должен самостоятельно о таких изделиях заботиться.

Если ЖБИ покупаются для использования в течении пары месяцев или недель, то для них необходимо подготовить специальные условия хранения.

Например, площадку нужно полностью выровнять, а между грунтом и ЖБИ не должно быть контакта. не нужно забывать о том, что дефекты могут быть неявными или явными. В купленную партию временами попадают железобетонные изделия с дефектами.

Из таких дефектов некоторые являются легко устранимыми и совершенно не влияют на качество ЖБИ. Хотя, отдельные дефекты считаются неустранимыми и носят "смертельный" характер. Бывают случаи, когда дефекты имеют фабричное происхождение, появиться они могут при самовывозе ЖБИ и их неправильной транспортировке. В случае, когда наружно ЖБИ не нарушено, а только есть небольшие сколы, то их несложно устранить заделкой из цементно-песчаного раствора или же ремонтными смесями.

Когда дефект является более серьезным (неправильная анкеровка деталей или монтажа петель, смещение арматурного каркаса, защитный слой бетона), то такие ЖБИ возвращают назад производителю и ждут замены.

Такие дефектные изделия из железобетона в основном обнаруживают на приеме техконтролем. Если все-таки необходимо выполнять работы по реставрации конструкции ЖБИ, то нужно будет выполнить полный осмотр конструкции. такой осмотр позволит полностью оценить толщину стальной арматуры и глубину карбонизации. Также нужно выявить каждую внутреннюю трещину и все воздушные карманы.

Чтобы установить толщину бетона в сравнении со стальной арматурой ЖБИ, нужно небольшой участок бетона устранить в том месте, где не видно следов разрушения.

Пористые места и впадины нужно открыть. Найденные части, которые являются подверженными разрушению, необходимо устранить благодаря механическому абразиву. Желательно карбонизационный слой удалять полностью в тех местах, где находится арматура.

Уже оголенную арматуру нужно зачистить, пока не появится чистый металл. Когда чистка арматуры ЖБИ будет окончена, нужно провести обработку пассиватором. Благодаря этому арматура будет превосходно защищена от вторичного окисления, вызванного влиянием сырости или влаги.

Для такой цели рекомендуют использовать специальный состав (фосфатирующий), который называется "Фосфогрунт". Этот состав нужно наносить тонким слоем и использовать в качестве хорошей антикоррозионной защиты арматуры, а также для более совершенной адгезии ремонтного состава. Если рассматривать плиты покрытия для дорог, то такими являются железобетонные плиты напряженные (с ПДН 60.20), которые используются для устройства дорожных автомобильных покрытий в проблемных местах (грунтово-гидрологических).

Плиты применяют в строительстве, учитывая расчетную температуру (до – 55 °С). Для устройства временных сборных дорожных покрытий (2П-30-18-30), а также стабильных покрытий(1П-30-18-30) используются плиты покрытия для городских дорог. Их расчетная температура составляет до -45 °С. Для аэродромных покрытий, а также устройства временных и постоянных аэродромов,территорий и дорог используются плиты ПАГ-18, ПАГ-14, расчетная температура которых составляет — 60°С.

Сваями являются железобетонные забивные конструкции с цельным квадратным сечением, при этом арматура в длину составляет до 12 000 мм. Сваи используют в самых разных климатических районах. С основными размерами свай можно ознакомится в ГОСТ 19804-91.

Плитами перекрытия многопустотными являются напряженные панели, которые предназначены для использования в виде междуэтажных перекрытий несущей части сооружений самого разного назначения. Плиты покрытий, имеющие марку 4ПГ, — плиты ребристые напряженные, предназначенные для покрытий различных одноэтажных зданий. Стеновые трехслойные панели (ПСТ) — это 3-слойные железобетонные стеновые панели, их толщина составляет 300 мм, а коэффициент сопротивления на самых гибких связях этой панели — 2,62 м,°С/Вт.

Эти панели предназначаются для отапливаемых производственных и общественных зданий, которые построены в несейсмических районах или районах, где сейсмичность составляет от 7 до 9 баллов.

Железобетонные брусковые перемычки — это брусковые перемычки, марка которых ПБ, они используются для перекрытия различных проемов в кирпичных стенах зданий самого разного назначения. С размерами подобных перемычек можно ознакомиться в ГОСТ 948-84. Плитой забора является плита или стакан фундамента, изготовленные с тяжелого бетона. Они предназначаются для ограждения территории больших частных владений, различных предприятий, а также строительных и других объектов.